Автомобильный одометр: что это, зачем нужен
Одометр является одним из основных приборов автомобиля, при этом не все автолюбители в целом знают, что это такое. Если спидометры и тахометры знакомы практически всем водителям, то об одометрах многие могли и не слышать. И тем не менее, водитель сталкивается с показателями одометра каждый раз, когда садится в автомобиль и заводит двигатель, а иногда даже когда мотор не стартует. В статье рассмотрим, что такое одометр и зачем он нужен.
Оглавление: 1. Что такое одометр 2. Зачем нужен одометр в автомобиле 3. Какие бывают автомобильные одометры - Механические одометры - Электронные одометры 4. Что еще нужно знать про одометры
Что такое одометр
Одометр — это прибор, который измеряет пробег автомобиля. Наверняка каждый водитель знает, что в его автомобиле можно посмотреть пробег. Эти данные могут быть доступны просто при взгляде на панель приборов или при выборе определенного пункта в бортовой системе компьютера. Но пробег посмотреть можно, и с этим бы странно было спорить.
За подсчет и отображение пробега автомобиля отвечает именно одометр.
Зачем нужен одометр в автомобиле
Данный прибор является основным в автомобиле, который следит за пробегом машины. Знать пробег автомобиля важно не только водителю при покупке машины “с рук”, но и бортовой системе авто. От пробега зависят многие показатели и рекомендации по техническому обслуживанию автомобиля.
Почти каждый водитель знает, какие работы необходимо проводить по достижении определенного пробега. Например, стандартная периодичность проведения ТО — это 15 тысяч километров пробега (усредненно), стандартная периодичность чистки форсунок у инжекторных моторов — около 45-50 тысяч километров пробега, ресурс работы тормозных дисков современного автомобиля — около 100 тысяч километров пробега и так далее.
Следить за пробегом водителю позволяет именно одометр, используемый в автомобиле.
Какие бывают автомобильные одометры
Автомобильные одометры бывают двух видов — механические и электронные. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Механические одометры
Когда информация о пробеге автомобиля выводится на приборной панели при помощи механического прибора, можно с уверенностью сказать, что речь идет о механическом одометре. Чаще всего, механический одометр содержит шесть цифр, расположенных в ряд. При пробеге цифры вращаются, как барабаны, формируя результат от количество оборотов колес автомобиля.
Электронные одометры
У электронный одометров немного другой принцип работы. Для формирования результатов, которые передаются на одометр, в автомобиле задействован датчик Холла. Именно он получает информацию с колес о количестве оборотов, после чего в ЭБУ сведения обрабатываются и водитель видит итоговую цифру пробега.
Отметим, что надежность электронный одометров гораздо выше, чем надежность одометров механических Кроме того, “скрутить” электронный одометр гораздо сложнее, чем механический, поскольку данные заносятся напрямую в “память” компьютера.
Что еще нужно знать про одометры
От грамотной работы одометра в автомобиле зависит правильность многих показателей. Как можно понять, цифра пробега, которая подсчитывается и записывается в электронный блок управления, используется для многих расчетов, которые предоставляет водителю ЭБУ. Так, именно одометр позволяет рассчитать водителю, сколько он сможет проехать километров на доступном в баке топливе, именно от одометра зависит показатель расхода топлива на 100 км.
При этом водитель может посмотреть на одометре только итоговую цифру пробега, либо количество пробега за период с начала отсчета (который он сам активировал). Тогда как ЭБУ известны более детальные данные.
В частности, если расход автомобиля за последние километры серьезно превышает показатели, которые были ранее, некоторые ЭБУ могут зажечь лампочку Check Engine, тем самым указывая водителю на возможные неисправности.