Что лучше для автомобиля: метан или пропан

Экологические тренды вкупе с желанием сэкономить привели к развитию в России автомобильных двигателей, которые работают на углеводородных газах. В России, в отличие от зарубежных стран, гораздо проще встретить автомобиль работающий на углеводородном газе (пропан, метан), чем электромобиль. Развитие инфраструктуры, что имеет важнейшее значение для автомобилей с альтернативными типами двигателей, в России тоже больше направлено в сторону авто с газовыми установками, нежели в сторону электромобилей.

Но при принятии решения перейти на газ в автомобиле, водитель часто задумывается о плюсах и минусах пропана и метана. Каждый из вариантов может быть использован для газобаллонного оборудования автомобиля (ГБО). Рассмотрим какой из вариантов является более предпочтительным.


Оглавление: 
1. Чем отличается пропан от метана
2. Особенности пропана и метана 
- Пропан
- Метан
3. Что лучше выбрать для ГБО автомобиля - пропан или метан
4. Преимущества и недостатки ГБО при использовании на автомобиле

Чем отличается пропан от метана

Для автомобилиста, который не разбирается в ГБО и газах в целом, может быть сложно понять отличие метана от пропана. Тогда как эти газы сильно отличаются друг от друга.

Пропан представляет собой органический углеводородный газ из класса алканов. Он образуется из природного газа или из нефтепродуктов в процессе их переработки.

Обратите внимание:
В обычной зажигалке используется именно пропан.

Метан является простейшим углеводородом, и, в большинстве своем, он добывается в том виде, в котором после используется, то есть снижается количество технологических процесс при его прямой поставке пользователю.

Обратите внимание:
В газовых плитах используется метан.

Особенности пропана и метана

Теперь рассмотрим отдельно особенности каждого типа газа, чтобы понять, насколько его удобно применять в автомобиле в качестве топлива.

Пропан

Как отмечалось выше, пропан относится к классу алканов. Пропан взрывоопасен, и он тяжелее воздуха. При концентрации газа пропана в окружающей среде выше 2% высокая вероятность возникновения взрыва.

Обратите внимание:
Высокое содержание пропана в воздуха оказывает негативное воздействие на человека, вплоть до потери сознания.

Поскольку пропан производится из нефтепродуктов или из природного газа, в нем большое количество различных примесей и масел. Он не только менее экологичен, чем метан, но и требует большего количества производственных процессов при изготовлении. Пропан на производстве нуждается в качественной очистке.

Метан

Производство метана менее затратное, поскольку фактически он добывается в чистом виде. Единственные действия, которые проводят с метаном после добычи до отправки его к конечному потребителю — это дополнительная фильтрация с внедрением в него одорантов.

Обратите внимание:
Одоранты необходимо внедрять в качестве примеси к метану, чтобы он имел соответствующий запах. Природный метан ярко выраженного запаха не имеет.

Если взрывоопасность пропана возникает при концентрации выше 2% в окружающей среде, то у метана этот показатель в 2 раза выше — от 4,4%. Благодаря тому, что метан легче воздуха, он может быстро быть удален из замкнутого пространства с потоками воздуха.

Что лучше выбрать для ГБО автомобиля — пропан или метан

Выше мы описали основные отличия пропана и метана, которые дают возможность сделать выводы о сложности (или простоте) использования данных газов в автомобильном оборудовании. Отдельно сравним пропан и метан по основным параметрам, которые важны для автомобилистов:

  • Стоимость установки. Как можно понять из описания газов, использования пропана в автомобилях реализовать проще. Для использования метана необходимо сжать его до 200-250 атмосфер и поместить в баллон повышенной прочности. Это ведет к тому, что стоимость ГБО для использования метана заметно (вплоть до 2 раз) превышает цену установки ГБО для использования пропана.
  • Стоимость самого газа. Цена метана заметно дешевле цены пропана. Как отмечалось выше, во многом это связано с простотой его добычи и отправки.
Обратите внимание:
Пропан дешевле обычного бензина АИ-95 примерно в 2 раза, тогда как пропан дешевле в 3 раза. С годами использования ГБО, низкая цена метана окупает высокую стоимость установки оборудования для него.
  • Заправочные станции. Распространенность пропановых заправочных станций выше, чем распространенность метановых станций.
  • Взрывоопасность. Пропан заметно более взрывоопасный газ, чем метан. Баллоны метана при ДТП меньше деформируются, чем баллоны пропана, что тоже снижается риск взрыва. Отметим, что сжатие пропана в баллон происходит в давлении 10-15 атмосфер, тогда как для метана этот показатель равен 200-250 атмосфер.
  • Расход. Чтобы автомобилистам было понятнее, приведем расход расход пропана и метана относительно 10 литров расхода топлива в спокойном режиме езды на авто. Для пропана это значение будет на уровне в 11-12 литров, а для пропана на уровне в 8-9 кубов.
  • Запас топлива. При использовании стандартного ГБО, после одной заправки пропана хватит примерно на 700-900 км, тогда как метана всего на 200-300 км.
  • Мощность двигателя. Пропан лучше подходит для автомобильных двигателей. Он незначительно снижает мощность машины, и это можно заметить только при высоких скоростях (выше 130 км в час). В черте города автомобили с пропановым ГБО по мощности не уступают ДВС с бензином. Метан снижает мощность двигателя авто на 20-30%, что довольно существенно.
Обратите внимание:
Отметим тот факт, что снижение мощности двигателя авто при использовании метана сильно зависит от качества и стоимости установленного ГБО. Некоторые современные модели дают возможность добиться заметно большей эффективности от метана.
  • Влияние на детали двигателя. При сгорании пропан оказывает более существенное влияние на детали двигателя, чем метан.
  • Экологичность. Если автомобилист заботится об экологии, то метан — лучший для него выбор. Это максимально экологичное топливо, которое оказывает даже меньшее негативное влияние на природу, при работе в правильном ГБО, чем электрические или солнечные батареи.

Как можно видеть из прямого сравнения, однозначно сказать, что выбрать лучше для автомобиля — пропан или метан — невозможно. Нужно ориентироваться на конкретную ситуация. Например, в некоторых российских городах есть большие сложности с заправкой ГБО автомобиля метаном, поэтому выбор местных автомобилистов остается за пропаном. Однако если водитель живет в крупном мегаполисе, где есть метановые заправки, и хочет сэкономить в перспективе, но готов потратиться в моменте, ему лучше выбрать ГБО на метане.

Преимущества и недостатки ГБО при использовании на автомобиле

Отдельно хотим разъяснить, насколько имеет смысл устанавливать ГБО на автомобиль, рассмотрев преимущества и недостатки такого решения.

К плюсам использования ГБО можно отнести:

  • Низкую стоимость самого топлива. При этом цены на пропан и метан растут не так быстро, как цены на бензин.
  • Снижение износа двигателя. Если двигатель правильно подготовлен к использованию ГБО, плюс само оборудование высокого качества, это, в перспективе, приводит к снижению вероятности выхода из строя отдельных компонентов двигателя.
  • Экологичность. Хоть метан и более экологичен, в сравнении с пропаном. Но использование пропана в разы более экологично, чем использование бензина или дизеля.

Недостатки тоже есть:

  • ГБО нужно правильно установить и обслуживать. Не в каждом автосервисе найдутся специалисты, которые способны работать с таким оборудованием.
  • Сложности с заправками. Данный фактор сильно зависит от региона. Где ГБО распространены, сложностей с заправками метаном или пропаном нет. А там, где они менее распространены, может не быть одного из газов или обоих. Нужно смотреть на конкретный регион и его инфраструктуру, перед выбором между пропаном и метаном для установки ГБО на автомобиль.
  • Снижение мощности силового агрегата. Как мы отмечали выше, при использовании любого из газов наблюдается снижение мощности автомобиля. Для метана это более существенное снижение.
  • Уменьшение объема багажника. Если речь идет об установке ГБО в обычный легковой автомобиль, часть багажного отсека будет занимать газовый баллон.

Когда водитель принимает решение об установке ГБО с использованием метана или пропана на свой автомобиль, он должен учитывать массу факторов, большинство из которых мы рассмотрели выше.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (18 голос., средний: 4,22 из 5)
Загрузка...