Что лучше — толкатели или гидрокомпенсаторы

Автомобильные двигатели далеки от совершенства, несмотря на их развитие уже на протяжении нескольких десятилетий. Одной из проблем, с которой до сих пор борются инженеры при проектировании моторов, является тепловой зазор, образуемый между клапаном двигателя и кулачком распределительного вала. В идеальном двигателе данный зазор должен полностью отсутствовать, что позволит ему работать с максимальным КПД.

Но из-за расширения металлов при нагреве полностью избавиться от данного зазора нельзя. Если прижать клапан двигателя к кулачку максимально, то в процессе работы двигателя металлы расширятся из-за нагрева, соответственно, это приводит к их контакту друг с другом и заклиниванию. Поэтому между поверхностями создается зазор, который довольно большой на холодном двигателе, но сводится практически к минимуму при горячем моторе из-за расширения металлов.

Рассмотренная выше ситуация актуальна, когда на автомобиле установлен толкатель. Для решения проблемы инженерами был изготовлен гидрокомпенсатор. В рамках данной статьи рассмотрим, что лучше – толкатель или гидрокомпенсатор.


Оглавление: 
1. Зачем прижимать максимально клапан к кулачку
2. Плюсы и минусы толкателей
3. Плюсы и минусы гидрокомпенсаторов

Зачем прижимать максимально клапан к кулачку

Автомобильный двигатель — достаточно сложная конструкция, которая имеет массу нюансов. Тепловой зазор между кулачком распределительного вала и толкателем как раз и является одним из таких нюансов. Если он значительный (а речь в данном случае идет о десятых долях миллиметра), это уже может вести к понижению КПД двигателя.

При большом зазоре снижается скорость наполнения цилиндра рабочей топливовоздушной смеси. Соответственно, это ведет к снижению мощности двигателя и менее качественному отводу продуктов отработки. Чтобы повысить мощность двигателя водителю приходится больше давить на педаль газа, из-за чего значительно увеличивается расход топлива.

Если в двигателе используется толкатель, при нагреве такого мотора, то есть в процессе стандартной работы, металлы расширяются сводя тепловой зазор к минимуму, тогда как на холодном двигателе он максимален. Соответственно, мотор работает “на холодную” менее эффективно, чем после прогрева.

Обратите внимание: Производители автомобилей, которые выпускают двигатели с толкателями, устанавливают конкретные рамки, в которых необходимо регулировать клапан, чтобы зазор минимально понижал КПД двигателя.

Плюсы и минусы толкателей

Рассмотрим преимущества и недостатки такого механизма как толкатели. Они представляют собой круглые цельнометаллические или разборные элементы. В разборном варианте у толкателей имеются шайбы сверху.

Обратите внимание: Старые варианты толкателей имеют конструкции с коромыслами.

Цель толкателя — снизить износ верхней точки штока клапана и кулачка распределительного вала. Достигается данная цель крайне просто, путем увеличения диаметра, поскольку шток чаще всего имеет диаметр до 8 мм, а диаметр толкателя от 25 до 40 мм. Получается, что износ в разы меньше. Регулировка на автомобилях с толкателями должна выполняться не реже, чем 1 раз в 120 тысяч километров пробега.

Конструкция толкателя крайне простая, отсюда вытекают плюсы подобных компонентов:

  • Редко требуется производить регулировка — раз в 100-120 тысяч километров пробега;
  • У моделей с регулировочными шайбами не требуется выполнять замену самого толкателя, достаточно установить шайбу требуемой высоты;
  • Простота, как самого толкателя, так и головки блока под него. Соответственно, меньше вероятность поломки устройства;
  • Низкая стоимость. Из-за простой конструкции стоимость толкателя невелика, в сравнении с гидрокомпенсаторами;
  • Работа толкателей не сильно зависит от качества масла;
  • Способны работать даже в двигателях, которые давно не чистились, то есть имеющих элементы с нагаром.

Само собой, есть у толкателей и отрицательные стороны:

  • Регулировка теплового зазора должна производиться в ручном режиме. Если пренебрегать данной задачей, зазор будет увеличиваться или уменьшаться, что скажется на работе мотора;
  • Если не регулировать толкатели, они начнут сильно стучать при работе двигателя;
  • Регулировка толкателя выполняется достаточно сложно, поскольку требует снятия клапанной крышки. Соответственно, обращаться за выполнением подобной задачи придется в сервисный центр.

Как можно видеть, простота толкателей играет подобным устройствам, как в плюс, так и в минус.

Плюсы и минусы гидрокомпенсаторов

В современных двигателях гидрокомпенсаторы сильно похожи на толкатели, но в них имеется одно важное отличие — автоматически регулируемая центральная часть. В зависимости от текущих условий работы двигателя, она выдвигается или сжимается. Соответственно, такие устройства позволяют избежать необходимости частой регулировки клапанов, поскольку конструктивная особенность гидрокомпенсаторов позволяет всегда держать прижатым кулачок распределительного вала к гидравлическому толкателю.

Рассмотрим плюс гидрокомпенсаторов перед толкателями:

  • Удается свести к минимуму тепловой зазор, соответственно, КПД максимальный, поскольку клапан двигателя максимально плотно прижат к кулачку распредвала;
  • Если рассматривать продолжительное использование двигателя с гидрокомпенсаторами и сравнивать с аналогичным мотором, в котором используются толкатели, можно сделать вывод, что у первого варианта эффективнее расходуется топливо;
  • Корректировка гидрокомпенсаторов выполняется в автоматическом режиме. То есть водителю не придется самостоятельно снимать клапанную крышку или обращаться в сервисный центр;
  • Практически бесшумная (на фоне остальных компонентов двигателя) работа.

Есть у гидрокомпенсаторов и минусы:

  • Сама конструкция гидрокомпенсатора (и головки блока) значительно сложнее, чем конструкция толкателя;
  • Из более сложной конструкции вытекает и второй минус — более высокая стоимость. Если сравнивать по цене толкатель и гидрокомпенсатор, то толкатель окажется в несколько раз дешевле. При этом нужно помнить, что также дороже и головка блока, а кроме того требуется более качественный (и дорогой) масляный насос;
  • Гидрокомпенсаторы привередливы к качеству используемого масла. Для их грамотной работы замену масла нужно выполнять как можно чаще (не реже, чем каждые 10 тысяч километров пробега);
  • При поломке гидрокомпенсатора речи о ремонте не идет, потребуется замена;
  • При выходе гидрокомпенсатора из строя он начинает сильно шуметь.

Гидрокомпенсаторы, которые не имели дефекта при производстве, обычно работают на протяжении всего срока жизни мотора. Но это только в том случае, если использовать нормальное топливо, своевременно менять масло и не допускать образования нагара.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (190 голос., средний: 4,47 из 5)
Загрузка...