Пластиковый, металлический, алюминиевый бензобак – что лучше

Бензобак является важнейшим элементом автомобиля. Он должен быть надежным и долговечным, то есть исключать вероятность возникновения протечек на протяжении всего срока службы транспортного средства. В нем находится топливо практически все время в период эксплуатации автомобиля, и при его хранении в нем не должны образовываться никакие примеси, которые бы портили свойства находящегося в бензобаке бензина или дизеля.

Водители со стажем помнят, что до начала 2000-х годов на автомобилях повсеместно использовались металлические бензобаки. Позже им на смену пришли аналогичные детали из алюминия. Сейчас же практически на все автомобили устанавливаются пластиковые бензобаки. При этом многие водители знают, что в пластиковой таре хранить топливо нельзя. Рассмотрим в рамках данной статьи, почему производители автомобилей перешли на пластиковые бензобаки, и чем хранение топлива в них отличается от обычных пластиковых бутылок.


Оглавление: 
1. Какие бывают бензобаки
2. Конструкция бензобака автомобиля
3. Требования к пластику при изготовлении бензобака
4. Плюсы и минусы пластикового бензобака

Какие бывают бензобаки

Как отмечалось выше, бензобаки за время их производства выполняли из 3 видов материалов:

  • Металлические. Это самые старые топливные баки. Их можно встретить на машинах до 2000-х годов. Выполняются такие бензобаки из стальных листов методом штамповки. Один из явных плюсов таких бензобаков — надежность и прочность. Удар по металлическому бензобаку может привести к его деформации, но редко способен вызвать разрыв конструкции. Но, как и любой металл, такие бензобаки начинают со временем ржаветь — примерно через 5-7 лет;
  • Алюминиевые. Когда производители автомобилей поняли, что в целом ресурс машины превышает 5-7 лет, за которые приходит в негодность топливный бак, они пробовали устанавливать алюминиевые конструкции. Алюминиевые топливные баки встречаются достаточно редко, во многом из-за своей высокой стоимости. Сам по себе алюминий позволяет баку не ржаветь более 15 лет, что является хорошим показателем. Кроме того, такие баки значительно легче, чем металлические, что снижает расход топлива автомобилем. Но алюминий имеет низкую стойкость к повреждениям и деформации, и если бак помнется в результате удара, выпрямить его будет довольно сложно без возникновения на нем разрывов;
  • Пластиковые. В данный момент это самый распространенный тип бензобаков, который устанавливается практически на всех автомобилях, выпущенных позже 2005 года. Этот бензобак лишен большинства недостатков своих предшественников, и при этом имеет перед ними несколько значительных преимуществ.

Конструкция бензобака автомобиля

Многим может показаться, что бензобак — это просто емкость, в которой находится бензин или дизель до того, как они используются двигателем автомобиля в процессе работы. На самом деле это не так. Сейчас бензобак представляет собой достаточно простое с конструкционной точки зрения устройство, на к нему предъявляется ряд требований, которые нужно учитывать при конструировании.

Первое — сам бензобак и элементы его конструкции не должны допускать испарения хранящегося топлива. Согласно заданным в Европе и США стандартам, за день из бака не должно испаряться больше 20 миллиграмм топлива. Чтобы решить эту проблему, в современных баках испарение топлива происходит через трубки, которые ведут к адсорберу или сепаратору. Если двигатель работает, то испаряемые части топлива направляются во впускной коллектор. Когда мотор не работает, испаряемые частицы топлива улавливаются, происходит конденсация, и они возвращаются в бак.

Второе — бензобак должен быть прочным. До 2005 года пластиковые баки практически не использовались, поскольку их производители не могли обеспечить достаточную плотность и герметичность, в том числе и из-за испарения топлива. Происходили разрывы патрубков, горловины и других элементов. Из-за этого и применялись более прочные металлические и алюминиевые конструкции. Сейчас же для бензобак используется пластик высокого качества (обычно в 6-8 слоев). Горловина исполняется из металла, а ее крепление происходит через резиновые “переходники”, тем самым удается добиться прочности конструкции.

Также на бензобаке обязательно присутствует элемент очистки топлива, который обычно можно видеть на верхней части корпуса.

Требования к пластику при изготовлении бензобака

Многие водители знают, что на любой автозаправочной станции им откажут в просьбе залить бензин в обычную пластиковую бутылку из-под воды. Но как в таком случае бензин заливают в пластиковые баки? На самом деле, пластик, который используется в пищевой промышленности и для изготовления автомобильных баков отличается кардинально.

Обратите внимание: Залить бензин на заправке можно в специальные пластиковые емкости, которые продаются в автомобильных магазинах.

В обычные бутылки из-под воды нельзя заливать автомобильное топливо, поскольку:

  • Они могут быть наэлектризованы по причине скапливания в них статического электричества, в том числе и в процессе наливания бензина. Соответственно, бутылку может разорвать при образовании в ней искры, а топливо вспыхнет. Этого и боятся сотрудники автозаправочных станций, когда отказываются наливать в бутылки бензин;
  • Они не способны сохранять бензин. Как известно, бензин является достаточно летучим топливом, которое испаряется в процессе хранения. При нагреве бутылки процесс испарения ускоряется, из-за чего может возникнуть ее разрыв;
  • Они недолговечны. Есть миф, что пластиковые бутылки не разлагаются в земле сотни лет. Но с современными бутылками, которые используются для питьевых напитков, дела обстоят иначе. Они делаются из пластика, который разлагается не более чем за 5 лет. При этом данный пластик начнет растворяться еще быстрее, если в него налить бензин.

Учитывая все перечисленные выше причины, производители бензобаков выбирают пластик качеством лучше, чем производители обычных пластиковых бутылок. Применяются специальные виды пластика, которые препятствуют накоплению электричества и не подвержены растворению.

Плюсы и минусы пластикового бензобака

В настоящее время практически все массовые автомобили оснащаются пластиковыми бензобаками. Можно выделить несколько очевидных преимуществ такого решения перед металлическими и алюминиевыми вариантами:

  • Стоимость. Пластик стоит значительно дешевле, чем металл или алюминий. Отражается это и в цене на готовый бензобак. Металлический вариант бензобака по цене выше примерно на 50%, а алюминиевый на 25%;
  • Простое производство. Создать металлический или алюминиевый бензобак довольно сложно и трудозатратно. Сначала они штампуются, а после происходит варка. При этом предъявляются высокие требования к качеству швов, что еще утяжеляет процесс. В случае с пластиком производство бензобака гораздо проще. Достаточно налить пластик в жидком виде в форму, дождаться застывания, после чего спаять половины готового бензобака друг с другом. Благодаря высокой пластичности пластика, можно выполнять бензобаки различных форм, что также является значительным плюсом;
  • Вес. Чем легче бензобак, тем меньше потребление топлива. Поскольку бензобак является неотъемлемой частью автомобиля, за время продолжительной эксплуатации машины можно неплохо сэкономить на бензине или дизеле, если бензобак сделан из пластика;
  • Коррозия. Пластик не подвержен возникновению коррозии и других дефектов, которые присущи металлическим и алюминиевым конструкциям. Как известно, зачастую в бензине не самого высокого качества могут находиться частички воды. В металлическом бензобаке они способны привести к образованию ржавчины и началу процесса гниения, тогда как в пластиковом этого не произойдет;
  • Малое количество конденсата. Пластик проводит тепло хуже, чем металл или алюминий. Соответственно, при воздействии тепла в пластиковом бензобаке образуется меньше конденсата.

Среди минусов пластиковых бензобаков можно выделить только один — низкая прочность. При ударе металлический бак, скорее всего, согнется, как и алюминиевый. Вернуть их к прежней форме без возникновения разрыва сложно, но возможно. При этом пластиковый бак при физическом воздействии скорее всего сломается. Его можно восстановить, но это трудозатратно, и гораздо легче приобрести новый бак.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (25 голос., средний: 4,00 из 5)
Загрузка...