Богатая, бедная и нормальная топливовоздушная смесь
Каждый водитель наверняка хотя бы раз слышал определение “топливовоздушная смесь”. Особенно часто об этом говорят, когда выясняют причины проблем с пуском двигателя. Например, если мотор глохнет сразу после старта, это может указывать на бедную топливовоздушную смесь. А возникновение ошибки P0172 в бортовой системе компьютера, напротив, может указывать на слишком богатую топливовоздушную смесь. В этой статье рассмотрим, что в целом представляет собой такая смесь, когда ее называют бедной, а когда богатой.
Оглавление: 1. Что такое топливовоздушная смесь 2. Нормальная, богатая и бедная топливовоздушная смесь 3. Богатая и обогащенная топливовоздушная смесь 4. Бедная и обедненная топливовоздушная смесь
Что такое топливовоздушная смесь
Для работы автомобильного двигателя в камеру сгорания должна быть подана топливовоздушная смесь. Для ее формирования в двигателе используется система впрыска, которая отвечает за создание правильного соотношения подаваемого воздуха с топливом.
Нормальная, богатая и бедная топливовоздушная смесь
В ходе многолетних испытаний установлено, что оптимальное соотношение топлива и воздуха для работы автомобильного двигателя — 1:14,7. Такая топливовоздушная смесь называется нормальной или стехиометрической.
Богатой топливовоздушной смесью принято называть такую, которая формируется с соотношением 1:13 или менее.
Обогащенной называют топливовоздушную смесь, которая формируется с соотношением топлива к воздуху от 1:13 до 1:14,7.
Бедной топливовоздушной смесью называется состав, в котором воздуха больше 17 кг на 1 кг топлива, то есть в соотношении 1:15 и выше.
Тогда как обедненной топливовоздушной смесью называют состав с соотношением от 1:14,7 (или 1:15) до 1:17 топлива к воздуху.
Разобравшись с соотношениями, отдельно рассмотрим каждый из вариантов, который отличается от нормы.
Богатая и обогащенная топливовоздушная смесь
Выше мы дали информацию о том, в каких соотношениях должна быть сформирована смесь, чтобы ее считали богатой или обогащенной. Теперь расскажем о ситуациях, когда в двигателе (при нормальной его работе) может формировать такая смесь.
Обогащенную смесь система впрыска топлива может формировать на этапе разгона автомобиля, когда требуется увеличение мощности.
Чем меньше воздуха на 1 кг топлива, тем быстрее сгорает топливовоздушная смесь. Соответственно, создается на поршни двигателя максимальное давление, что приводит к увеличению мощности мотора.
Но здесь важно знать несколько нюансов, которые связаны с использованием более богатой смеси, чем нормальная:
- Чем более богатой является смесь, тем больше расход топлива на 100 км пробега.
- Богатая смесь, за счет более быстрого сгорания, оказывает большее давление на компоненты двигателя. Из-за этого мотор, который постоянно эксплуатируется на мощностной смеси, может быстрее выйти из строя.
- Нельзя обогащать смесь бесконечно. Когда соотношение топлива к воздуху начнет приближаться к 1:5,5, воспламенение смеси заметно ухудшится.
Бедная и обедненная топливовоздушная смесь
Если обогащенная топливовоздушная смесь может применяться для повышения мощности двигателя. То обедненная топливовоздушная смесь применяется для снижения расхода топлива двигателем.
Важно отметить одну деталь, которая касается экономичности при обедненной топливовоздушной смеси. Если сильно обеднить смесь, доведя соотношение топлива к воздуху до 1:20, то эффективность воспламенения такой смеси снизится. Есть риск того, что автомобиль просто “заглохнет”.
Современные автомобили самостоятельно следят за формированием нужной смеси под конкретные задачи водителя.