Богатая, бедная и нормальная топливовоздушная смесь

Каждый водитель наверняка хотя бы раз слышал определение “топливовоздушная смесь”. Особенно часто об этом говорят, когда выясняют причины проблем с пуском двигателя. Например, если мотор глохнет сразу после старта, это может указывать на бедную топливовоздушную смесь. А возникновение ошибки P0172 в бортовой системе компьютера, напротив, может указывать на слишком богатую топливовоздушную смесь. В этой статье рассмотрим, что в целом представляет собой такая смесь, когда ее называют бедной, а когда богатой.


Оглавление: 
1. Что такое топливовоздушная смесь
2. Нормальная, богатая и бедная топливовоздушная смесь
3. Богатая и обогащенная топливовоздушная смесь
4. Бедная и обедненная топливовоздушная смесь

Что такое топливовоздушная смесь

Для работы автомобильного двигателя в камеру сгорания должна быть подана топливовоздушная смесь. Для ее формирования в двигателе используется система впрыска, которая отвечает за создание правильного соотношения подаваемого воздуха с топливом.

Нормальная, богатая и бедная топливовоздушная смесь

В ходе многолетних испытаний установлено, что оптимальное соотношение топлива и воздуха для работы автомобильного двигателя — 1:14,7. Такая топливовоздушная смесь называется нормальной или стехиометрической.

Обратите внимание:
Часто можно в литературе встретить, что нормальная топливовоздушная смесь — 1:15, что является округлением. Профессионалы берут в расчет именно 1:14,7.

Богатой топливовоздушной смесью принято называть такую, которая формируется с соотношением 1:13 или менее.

Обогащенной называют топливовоздушную смесь, которая формируется с соотношением топлива к воздуху от 1:13 до 1:14,7.

Бедной топливовоздушной смесью называется состав, в котором воздуха больше 17 кг на 1 кг топлива, то есть в соотношении 1:15 и выше.

Тогда как обедненной топливовоздушной смесью называют состав с соотношением от 1:14,7 (или 1:15) до 1:17 топлива к воздуху.

Разобравшись с соотношениями, отдельно рассмотрим каждый из вариантов, который отличается от нормы.

Богатая и обогащенная топливовоздушная смесь

Выше мы дали информацию о том, в каких соотношениях должна быть сформирована смесь, чтобы ее считали богатой или обогащенной. Теперь расскажем о ситуациях, когда в двигателе (при нормальной его работе) может формировать такая смесь.

Обогащенную смесь система впрыска топлива может формировать на этапе разгона автомобиля, когда требуется увеличение мощности.

Обратите внимание:
Иногда обогащенную или богатую смесь называют мощностной.

Чем меньше воздуха на 1 кг топлива, тем быстрее сгорает топливовоздушная смесь. Соответственно, создается на поршни двигателя максимальное давление, что приводит к увеличению мощности мотора.

Но здесь важно знать несколько нюансов, которые связаны с использованием более богатой смеси, чем нормальная:

  • Чем более богатой является смесь, тем больше расход топлива на 100 км пробега.
  • Богатая смесь, за счет более быстрого сгорания, оказывает большее давление на компоненты двигателя. Из-за этого мотор, который постоянно эксплуатируется на мощностной смеси, может быстрее выйти из строя.
  • Нельзя обогащать смесь бесконечно. Когда соотношение топлива к воздуху начнет приближаться к 1:5,5, воспламенение смеси заметно ухудшится.

Бедная и обедненная топливовоздушная смесь

Если обогащенная топливовоздушная смесь может применяться для повышения мощности двигателя. То обедненная топливовоздушная смесь применяется для снижения расхода топлива двигателем.

Обратите внимание:
У некоторых современных автомобилей есть режим экологичности, который принудительно обедняет смесь.

Важно отметить одну деталь, которая касается экономичности при обедненной топливовоздушной смеси. Если сильно обеднить смесь, доведя соотношение топлива к воздуху до 1:20, то эффективность воспламенения такой смеси снизится. Есть риск того, что автомобиль просто “заглохнет”.

Современные автомобили самостоятельно следят за формированием нужной смеси под конкретные задачи водителя.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (15 голос., средний: 4,60 из 5)
Загрузка...