Один из вопросов эксплуатации автомобиля, который напрямую касается автоматической коробки передач, это постановка на ручник. Любой автомат имеет режим P (паркинг), которого, как считают водители, достаточно, чтобы оставить автомобиль на обычной стоянке или во дворе. Но это не совсем правильно.
Оглавление: 1. Нужно ли ставить на ручник на автомате 2. Чем отличается режим P в коробке от постановки на ручник 3. Чем опасно не ставить автомобиль на ручник 4. Как правильно ставить авто с АКПП на ручник
Нужно ли ставить на ручник на автомате
Ответ однозначный — да, нужно.
Если обратиться к инструкции производителя автомобиля, можно увидеть, что он обязательно рекомендует оставлять автомобиль на ручнике при стоянке. Попробуем разобраться, в чем отличия между режимом паркинга в коробке передач и стояночным тормозом.
Чем отличается режим P в коробке от постановки на ручник
Если водитель поставит автомобиль в режим паркинга при помощи коробки передач, после выйдет из него и попробует толкнуть — он обратит внимание, что незначительно машина шевелится. Естественно, она никуда в режиме паркинга не уедет, если не стоит на крутом склоне. Но если активировать ручник и попробовать выполнить такие же действия, то есть толкнуть автомобиль, он будет шататься гораздо меньше.
При переводе коробки автомобиля в режим паркинга, в коробке передач отдельный элемент блокирует шестерни, чтобы они не прокручивались. Так как шестерни не двигаются, автомобиль тоже не движется. Соответственно, скатиться в режиме P без стояночного тормоза он навряд ли сможет.
При активации ручника (стояночного тормоза) зажимаются тормозные колодки на авто. Если автомобиль стоит на склоне и пытается скатиться, этому препятствует именно механизм тормозных колодок, а не блокировка в коробке передач.
Чем опасно не ставить автомобиль на ручник
Автомобиль, если он не ставится на склоне, навряд ли укатится, если его оставить в режиме P или поставить на ручник. Поэтому многие водители не видят разницы между этими действиями. Но разница действительно есть, вот некоторые доводы, чтобы оставлять автомобиль на продолжительную стоянку именно на ручнике:
- Снижается нагрузка на шестеренки коробки передач. Как отмечалось выше, коробка передач — один из самых дорогих компонентов автомобиля для ремонта. Когда автомобиль стоит даже на небольшом наклоне в режиме паркинга коробки передач, но без заблокированных ручником тормозных колодок, происходит незначительное механическое воздействие на элементы коробки передач. При многолетнем таком воздействии это может привести к дефектам коробки, что вызовет необходимость ее ремонта.
- Снижается риск повреждения коробки передач при ДТП. Часто автомобиль приходится оставлять на стоянку вдоль дороги, что может привести к ДТП, если проезжающий мимо водитель по каким-то причинам отвлечется и столкнется с вашим авто. Если в этот момент автомобиль будет стоять на парковке без активированного ручника, такой удар полностью придется на коробку передач (помимо внешних повреждений). От удара коробка передач может просто выйти из строя, из-за деформации шестерней. Соответственно, ремонт такого автомобиля обойдется в разы дороже и потребует гораздо больше времени.
Производители автомобилей не просто так устанавливают ручник в автомобилях с автоматической коробкой передач, поэтому нужно обязательно пользоваться стояночным тормозом, если есть желание не навредить самой коробке.
Как правильно ставить авто с АКПП на ручник
Многие автомобилисты, которые все же используют стояночный тормоз, делают это не совсем правильно. Согласно рекомендациям производителей автомобилей, алгоритм действий при постановке авто с АКПП на ручник должен быть следующим:
- Остановить автомобиль и не снимать педаль с тормоза.
- Далее активировать ручник.
- После этого перевести коробку передач в режим P и убрать ногу с педали тормоза.
Объясняется такой алгоритм все той же необходимостью снизить нагрузку на коробку передач.
Обратный алгоритм, когда автомобиль должен поехать, а не встать на стоянку, выглядит так:
- Выжимается педаль тормоза.
- Снимается ручник.
- Активируется режим D (или другой, который является основным для старта) и отпускается педаль тормоза.
Правильная эксплуатации АКПП, своевременная замена масла и фильтров в коробке — это верный способ сохранить ее в работоспособном состоянии сотни тысяч километров пробега.