Системы активной и пассивной безопасности автомобиля

При выборе и покупке автомобиля водитель обязательно должен думать о том, насколько это авто безопасно. В сети можно найти краш-тесты на любой автомобиль, и каждая модель авто имеет свой рейтинг надежности при столкновения с препятствием. Некоторые лучше показывают себя в лобовых столкновениях, другие в боковых. Часть автомобилей лучше демонстрируют себя при ДТП из-за пассивных систем безопасности, часть из-за активных. В этой статье мы рассмотрим, что такое пассивные и активные системы безопасности автомобиля.

Обратите внимание:
Современное авто — это всегда сочетание пассивных систем безопасности с активными системами.

Оглавление: 
1. Пассивные системы безопасности в автомобиле
2. Пассивные системы безопасности снаружи автомобиля
3. Активные системы безопасности в автомобиле
4. Как работают системы активной и пассивной безопасности автомобиля

Пассивные системы безопасности в автомобиле

Под пассивными системами безопасности в авто понимаются такие системы, которые включаются в работу, когда транспорт уже попал в ДТП. Либо предполагается, что они отработают при столкновении.

К пассивным системам безопасности автомобиля принято относить следующие:

  • Кузов. Сам кузов должен выполняться прочным, чтобы выстоять при столкновении. При этом речь идет не только о качестве материалов, но и о качестве проектирования кузова. Даже в самых тяжелых ДТП он должен “складываться” таким образом, чтобы не навредить находящимся внутри кузова людям.
  • Двери автомобиля. Даже двери автомобиля принято относить к пассивным системам безопасности. Они должны быть сконструированы таким образом, чтобы была возможность покинуть салон при столкновении.
  • Ремни безопасности. Их принято относить к пассивными системам безопасности, поскольку они предотвращают нанесение травм водителю при столкновении.
Обратите внимание:
Не все пассивные системы безопасности в авто работают без участия водителя или пассажиров. Яркий тому пример — ремни безопасности. Люди в салоне автомобиля должны сами себя пристегнуть ремнями до начала поездки, чтобы они сработали при ДТП, если оно произойдет.
  • Подголовники. Водитель и пассажиры перед поездкой должны правильно отрегулировать под себя подголовник. Он необходим в кресле автомобиля не только для удобства, но и в качестве одной из мер пассивной безопасности. При столкновении с препятствием подголовник снижает риск травмы для шеи.
  • Рулевая колонка. Одна из важнейших систем пассивной безопасности в автомобиле для водителя. При лобовом столкновении вал рулевой колонки, если он выполнен в соответствии с требованиями по безопасности, складывается, как подзорная труба (то есть одна часть вала уходит внутрь другой части вала). Если удар сильный, складывается не только вал, которому уже не хватает места для деформации и движения, но и сама рулевая колонка. Без системы пассивной безопасности рулевая колонка рискует войти в грудь водителю и нанести серьезные травмы.
  • Автомобильные стекла. Практически все автомобилисты знают, что очень сложно разбить автомобильное стекло. Это сделано, в том числе, и для организации дополнительной меры пассивной безопасности. Поскольку стекло не рассыпается на осколки, меньше рисков, что оно нанесет ущерб пассажирам.
  • Подушки безопасности. Самая известная система пассивной безопасности, которая при столкновении смягчает для водителя и пассажиров удар.

Это лишь основные моменты и системы, которые можно отнести к пассивной безопасности авто. На них обращают внимание абсолютно все современные производители автомобилей.

В целом, при разработке автомобиля, каждая внедряемая деталь, система или опция оцениваются с точки зрения пассивной безопасности. Например, детали автомобилей специально исполняются из огнестойких материалов, чтобы снизить вероятность их возгоранию при столкновении.

У современных автомобилей есть множество электронных пассивных систем безопасности. Например, на российском рынке производители обязаны устанавливать в автомобиль систему ЭРА-ГЛОНАСС. Ее задача — при серьезном столкновении связаться со службой спасения и автоматически направить ей координаты происшествия.

Пассивные системы безопасности снаружи автомобиля

Пассивные системы безопасности автомобиля можно условно разделить на внешние и внутренние. Выше мы рассмотрели внутренние, которые отвечают за сохранение жизни и здоровья водителей и пассажиров. Но не менее важно, чтобы автомобиль был оснащен внешними элементами пассивной безопасности.

Бампер, капот и другие детали автомобиля, которые, в теории, могут столкнуться с пешеходом, делают из материалов, которые должны нанести минимальную травму.

Обратите внимание:
Во многом из-за этого запрещено управление автомобилем без бампера. Есть и ряд других ограничений, вроде установки “кенгурятников” спереди на автомобиль.

Сейчас многие автопроизводители начали внедрять электронные системы пассивной безопасности для пешеходов. Есть несколько таких систем:

  • Подушки безопасности для пешеходов. Они устанавливаются в стойках лобового стекла. Обычно такие системы срабатывают при столкновении, когда автомобиль движется со скоростью между 20 и 50 км/ч. Согласно проведенным исследованиям, большинство аварий происходит при средней скорости движения автомобиля около 40 км/ч.
  • Система активного капота с пиропатронами. Данная система работает таким образом, что при столкновении с препятствием автомобиль автоматически сразу чуть приоткрывает капот. За счет этого угол столкновения делается менее острым, что снижает вероятность получения пешеходом серьезных травм.

Отметим, что системы пассивной безопасности для пешеходов рассчитаны на столкновение со среднестатистическим человеком. Они могут отработать гораздо хуже при столкновении с человеком, который, например, перемещается на самокате или велосипеде.

Активные системы безопасности в автомобиле

Сейчас гораздо активнее развиваются активные системы безопасности автомобиля, чем пассивные. Дело в том, что в области пассивных систем безопасности двигаться конструкторам уже практически некуда, поэтому они переключились на активные системы. К тому же, технологии развиваются все сильнее, а активные системы безопасности автомобиля — это именно про технологии.

Активные системы безопасности — это целый спектр того, с чем взаимодействует водитель, и даже то, о чем он может не знать. Активные системы безопасности должны предотвращать вероятность возникновения ДТП, либо минимизировать ущерб для участников движения при столкновении.

К активным системам безопасности авто можно отнести правильно настроенную внутри салона обзорность, удобство посадки, хорошая видимость приборов на панели и так далее. Все то, с чем взаимодействует водитель, должно быть удобным и не отвлекать от основного — от дороги.

Можно выделить несколько электронных систем, которые принято относить к системам активной безопасности авто:

  • Система АБС (антиблокировочная). Когда водитель выжимает педаль тормоза, особенно в стрессовой ситуации, он не думает о том, что колеса может просто заблокировать. Особенно это актуально для скользкого участка дороги, где блокировка колес может привести к резкому развороту автомобиля и вылету на полосу встречного движения. АБС не дает заблокировать колеса при полностью нажатой педали тормоза.
Обратите внимание:
Водитель чувствует постукивания в педали тормоза, когда включается работа АБС.
  • Система курсовой устойчивости (она же система курсовой стабилизации, ESP, ESC, DSC, ASTC, VDS и так далее). Зачастую это целый спектр устройств и систем, совместные усилия которых направлены на снижение вероятности потери управления над автомобилем.
  • Система автоматического торможения. Данная система, когда понимает, что в стороне, куда движется автомобиль, есть препятствие, способна снизить скорость авто или полностью его затормозить.
Обратите внимание:
Систем активной безопасности сотни в каждом автомобиле. При этом каждая крупная автомобильная компания имеет собственные запатентованные технологии на этот счет. Обычно, на всех автомобилях имеются относительно аналогичные системы, но из-за патентов, они называются по разному и их принцип действия может немного различаться.

Как работают системы активной и пассивной безопасности автомобиля

Давайте рассмотрим простую ситуацию, которая объяснит принцип совокупной работы всех систем усредненного современного автомобиля, которые помогают снизить риск травматизма для участников движения.

Представим ситуацию, что водитель по неким причинам отвлекся от дороги, он управляет обычным автомобилем седаном и дорога немного скользкая, как будет работать совокупность систем при возникновении перед водителем препятствия, если он вдавил педаль тормоза в пол:

  1. Поскольку педаль тормоза полностью выжата, сработает система АБС, чтобы колеса не были заблокированы.
  2. Если в автомобиле есть система автоматического торможения, она могла раньше водителя начать действовать и снижать скорость автомобиля.
  3. Когда произойдет момент удара, сработают натяжители ремней безопасности, чтобы водитель не вылетел от ударной силы и не получил травмы.
  4. Если удар относительно сильный, вал рулевой колонки сложится, но не навредит водителю.
  5. Сработают подушки безопасности — передние, боковые.
  6. Сработает аварийный размыкатель аккумуляторной батареи, чтобы снизить риск возгорания авто.
  7. Система ЭРА-ГЛОНАСС практически мгновенно отправит запрос на связь с диспетчером, передавая данные о местоположении водителя.

И это только часть систем, которые сработают в такой ситуации. Отметим, что принцип работы пассивных систем безопасности автомобиля в процессе столкновения каждый автопроизводитель закладывает свой.

Системы активной и пассивной безопасности — это то, на что следует обращать внимание при покупке нового автомобиля. Часть этих систем могут предлагаться опциями, но их установка способна сохранить здоровье водителя, его пассажиров и других участников движения.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (18 голос., средний: 4,67 из 5)
Загрузка...