Автотурбина уже давно перестала быть диковинкой, хотя еще несколько лет назад она воспринималась в качестве иновации. Если раньше удивительный агрегат встречался крайне редко, то теперь он установлен почти на каждом автомобиле.
Что такое автотурбина
Турбокомпрессор – очень полезное устройство, которое способно увеличить вдвое мощность двигателя при прежнем объеме.
Мощность – очень важная характеристика для любого автомобиля. С увеличением мощности сокращается время набора скорости, машина становится более «шустрой». Мощный двигатель позволяет нам добиться эффектного старта с пробуксовкой, визгом резины и тому подобными прелестями.
Мощным автомобилем приятней управлять. Он уверенно идет на обгон и легко поднимается по горному серпантину.
Наконец, многим из нас известно то приятное ощущение, когда от легкого нажатия на педаль газа тело вжимается в спинку сиденья. Это ощущение тоже дает возможность достигать турбированный двигатель.
Как устроена автотурбина
Принцип действия турбины очень прост. Турбокомпрессор под давлением подает воздух в цилиндры. От этого увеличивается эффективность сгорания топлива, повышается КПД.
Сам агрегат также устроен без особых сложностей: специальная крыльчатка под воздействием выхлопных газов с силой нагнетает воздух в камеры сгорания.
Основные неисправности автотурбины
Несмотря на простоту устройства, автотурбина может сломаться. При этом бензиновые моторы с турбонаддувом ломаются чаще, чем их дизельные собраться. Это связано с тем, что в бензиновом двигателе уменьшена возможность детонации.
Турбонаддув может ломаться и по другим причинам. Ниже перечислены основные из них.
Недостаток смазки
Турбина очень часто выходит из строя из-за элементарной нехватки масла. Вращающиеся элементы агрегата недополучают качественной смазки, поэтому быстро изнашиваются.
Масла же, в свою очередь, может не хватать по причине низкого качества топлива или же из-за проблем системы смазки двигателя. Например, при засорении масляного фильтра мелкие частички посторонних веществ забивают узкие каналы смазочной системы, падает общее давление масла и турбина начинает работать практически всухую.
Переизбыток углерода в масле
Во время эксплуатации в масле постепенно повышается содержание взвешенного углерода. Это очень негативно влияет на работу турбокомпрессора. Для борьбы с этой проблемой используются специальные спреи, которые периодически впрыскиваются в систему смазки.
Несвоевременная замена сажевого фильтра
Сажевый фильтр устанавливается в последних отсеках выхлопной трубы. Его главная задача – улавливать мелкие твердые частицы (сажа) из выхлопных газов. Данная проблема особенно актуальна для дизельных двигателей.
Механическое повреждение инородным телом
Мелкие твердые предметы, попавшие через воздухозаборник в турбину, могут сильно повредить ее. Даже небольшой камень на больших скоростях приобретает разрушающие свойства пули и способен легко испортить внутренние детали автотурбины.
Признаки неисправности автотурбины
Сломанный турбокомпрессор можно вернуть «к жизни», если не затягивать с ремонтом. Чем раньше вы диагностируете поломку, тем больше шансов на успешное восстановление агрегата. Но какие признаки говорят нам о том, что турбина скоро прикажет долго жить?
Когда появляются проблемы с валом турбины, то водитель слышит отчетливый свист при работе двигателя. Этот звук меняет тональность и силу при увеличении или уменьшении скорости. - Множественные сколы и трещины на валу приводят к утечке масла внутри агрегата. При этом дым, выходящий через выхлопную трубу, приобретает синий или сизый оттенок.
- Повышение расхода топлива говорит нам об износе подшипников. Если же упала мощность, причину следует искать в повреждениях турбинного колеса: изношенные лопасти недодают воздух в цилиндры.
- «Передув» турбины свидетельствует о проблемах в работе клапана, регулирующего давление.
- Шелест и громкий шум при работе указывает на нарушение выхода отработанных газов. Внимательно проверьте всю выхлопную систему и работоспособность компрессора.
Все перечисленные неполадки поддаются ремонту. Главное, чтобы этим занимался специалист, поэтому при возникновении проблем сразу же обращайтесь в сервисный центр. Самому заниматься ремонтом, особенно если вы в этом деле новичок, не стоит.
В любом случае проблема с турбиной решаема. При самом неблагоприятном раскладе вам придется заменить агрегат полностью. Покупка новой турбины, конечно, обойдется вам в копеечку, но это лучше, чем остаться вообще без автомобиля.
Важно: Полной замены турбокомпрессора можно избежать, если вовремя исправлять все мелкие недочеты и поломки. Для этого следует постоянно быть начеку и отслеживать все малейшие отклонения в работе турбины.