Система курсовой устойчивости автомобиля

Система курсовой устойчивости автомобиля — один из элементов пассивной системы безопасности. Она необходима, чтобы снизить риск возникновения заноса авто, при повороте или другом резком маневре. В статье рассмотрим, что собой представляет система курсовой устойчивости, как она работает, какие вариации ее существуют, и насколько сильно она прогрессировала за последние годы.


Оглавление: 
1. Что такое система курсовой устойчивости автомобиля
2. Как устроена система курсовой устойчивости
3. Как работает система курсовой устойчивости
4. Индикация системы курсовой устойчивости на панели приборов
5. Дополнительные возможности системы курсовой устойчивости

Что такое система курсовой устойчивости автомобиля

Система курсовой устойчивости автомобиля часто называется системой динамической стабилизации. Как можно понять из названия, ее задача — сохранить устойчивость автомобиля на дороге и его управляемость в динамике, например, при повороте или выполнении других маневров.

Самая распространенная вариация системы курсовой устойчивости обозначается буквами ESP. Именно ее устанавливают на большинстве автомобилей по умолчанию.

Обратите внимание:
В России автопроизводители не обязаны устанавливать систему курсовой устойчивости, и часто она предлагается в качестве дополнительной опции. Однако во многих европейских странах, США и в Канаде данная система должна быть обязательно установлена во все автомобили, которые поступают на массовый рынок.

В зависимости от производителя, система курсовой устойчивости может иметь разные названия. Связано это, в первую очередь, с патентами компаний. Как отмечалось выше, наиболее распространенная система — это ESP, которая устанавливается на большинстве моделей автомобилей. В России, в автомобилях Лада, устанавливается система ESC (это совместная разработка Lada и Bosch). Приведем еще несколько названий таких систем: DSC, DTSC, VSA, VSC, VDC и так далее.

Обратите внимание:
За аббревиатурой скрывается не только система курсовой устойчивости, а несколько объединенных вместе систем. Например, система курсовой устойчивости практически всегда объединена с антипробуксовочной и антиблокировочной системой. Совокупность этих систем и называются системой курсовой устойчивости.

Как устроена система курсовой устойчивости

Система курсовой устойчивости работает на трех ключевых столпах:

  • Датчики. Они необходимы, чтобы фиксировать параметры автомобиля в текущий момент времени. По сути, датчики являются “глазами” системы — они преобразуют в электрические сигналы то, что сейчас происходит с автомобилем и какие действия предпринимает водитель. В системе курсовой устойчивости задействованы различные датчики: угла поворота рулевого колеса, давления тормозной системы, датчики частоты вращения колес, датчики угловой скорости, датчики ускорения и так далее. Информация со всех этих датчиков поступает на блок управления системы курсовой устойчивости.
  • Блок управления. Данный блок отвечает за действия, которые будет выполнять автомобиль для сохранения курсовой устойчивости. В зависимости от электрических сигналов, которые передаются в блок управления с датчиков, он выполняет различные действия, записанные в его прошивку.
Обратите внимание:
У различных систем курсовой устойчивости есть как базовые парадигмы, которые определяют необходимые действия, так и дополнительные.
  • Исполнительные устройства. Блок управления формирует управляющее воздействие на исполнительные устройства систем ABS и ASR. Кроме того, блок управления использует систему управления двигателем и зачастую имеет доступ к системе автоматической коробки передач.

Как отмечалось выше, в зависимости от производителя конкретные элементы, которые включены в систему курсовой устойчивости автомобиля, могут отличаться.

Как работает система курсовой устойчивости

Определившись с основными компонентами, которые входят в систему курсовой устойчивости, можно разобраться в принципе работы этой системы:

  1. Датчики передают информацию о текущих параметрах автомобиля и действиях со стороны водителя.
  2. Блок управления обрабатывает поступающие параметры и сопоставляет их с идеальными (согласно записанной в него программе).
  3. Если определено, что текущие действия водителя не соответствуют необходимым параметрам для сохранения курсовой устойчивости автомобиля, система включается в работу.

Когда система курсовой устойчивости включается в работу, блок управления, на основе своей программы, определяет оптимальные действия для стабилизации ситуации. Это могут быть различные действия:

  • Управление двигателем (изменение крутящего момента).
  • Торможение отдельными колесами.
  • Изменение угла поворота передних колес для снижения риска потери устойчивости.
Обратите внимание:
Для данного действия автомобиль должен быть оборудован системой активного рулевого управления).
  • Работа с амортизаторами, если на автомобиле установлена адаптивная подвеска.

Стоит отметить, что водитель может даже не замечать работу систему курсовой устойчивости. Но для сигнализации ему о ее работе есть отдельная лампа на панели приборов.

Индикация системы курсовой устойчивости на панели приборов

На панель приборов в автомобилях, где установлена система курсовой устойчивости, выведена лампочка.

Обратите внимание:
В зависимости от самой системы обозначение лампочки может меняться. На некоторых автомобилях на ней изображено авто, которое уходит в занос. На других просто надпись ESP (или подобная).

Кратко расскажем о том, как работает индикация системы курсовой устойчивости на панели приборов автомобилей:

  • Лампочка мигает при движении автомобиля. Это происходит, когда система курсовой устойчивости включается в работу. Например, часто такое можно наблюдать зимой при движении по снежной дороге. Когда автомобиль с системой курсовой устойчивости входит в поворот на большой скорости, начинает мигать лампочка, сигнализирующая о работе ESP (или подобной системы).
Обратите внимание:
Иногда данная лампочка сопряжена с АБС, и она может мигать при работе антиблокировочной системы.
  • Лампочка горит постоянно. Это указывает на неисправность системы курсовой устойчивости. В таком случае нужно обратиться в сервисный центр.
Обратите внимание:
Диагностировать неисправность системы курсовой устойчивости самостоятельно, а после устранить ее, крайне сложно, учитывая какое количество датчиков и устройств задействовано в работе системы.
  • Лампочка не горит. Если лампочка не горит — это означает, что сейчас система не работает. Можно считать это штатным режимом, когда ESP не используется.

Отметим, что в большинстве современных автомобилей есть возможность кнопкой (или другими способами) отключить работу систему курсовой устойчивости. В такой ситуации лампочка ESP будет постоянно гореть, тем самым напоминая водителю, что система отключена и нужно быть предельно внимательным при вхождении в повороты.

Дополнительные возможности системы курсовой устойчивости

Система курсовой устойчивости на программном уровне может включать в себя дополнительные опции. Рассмотрим некоторые из них:

  • Система снижения риска опрокидывания. Снижает риск не только ухода автомобиля в занос, но и опрокидывания. Часто данная система является частью системы курсовой устойчивости во внедорожниках и кроссоверах.
  • Система повышения эффективности работы тормозов при нагреве. Если тормозные колодки и тормозные диски сильно нагреваются, данная система дополнительно повышает давление в тормозном приводе, чтобы нивелировать недостаточное сцепление из-за нагрева.
  • Система снижения риска возникновения влаги на тормозных дисках. Данная система может активироваться на некоторых автомобилях при движении со скоростью выше 50 км в час с включенными очистителями лобового стекла. Считается, что такое сочетание действий указывает автомобилю о том, что идет дождь, и необходимо снизить количество влаги на тормозных дисках. Система кратковременно повышает давление в контуре передних колес, чтобы колодки прижимались к дискам и происходило испарение лишней влаги.

Отметим, что подобных дополнительных систем может быть множество. Все они входят в систему курсовой устойчивости, поэтому о части из них водитель может даже не знать.

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (11 голос., средний: 4,64 из 5)
Загрузка...